Информационная безопасность

Уроки по кибербезопасности позволяют получить знания об основах безопасности в интернете. Бесплатные интерактивные игровые уроки по кибербезопасности можно пройти по ссылке ниже

https://урокцифры.рф/#

Вместе против коррупции, информационные материалы-  https://yadi.sk/mail?hash=4YDWhmGFe9ERKWhVKZjtEkoBBp2Rh3EjUddFuTb35QQXjmNHedZco0pNrjcejFnXq%2FJ6bpmRyOJonT3VoXnDag%3D%3D

Министерство образования и науки края информирует о том, что в целях пропаганды образа жизни, направленного на ответственное отношение к личным данным среди несовершеннолетних и их родителей (законных представителей) Роскомнадзором и его территориальными органами подготовлены методические материалы.                                                Указанные материалы размещены на сайте Управление Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу http://27.rkn.gov.ru в разделе «Направление деятельности» - «Защита прав субъектов персональных данных» - «Методические материалы» по адресу: http://27.rkn.gov.ru/directions/pd/p26200/ и доступны для скачивания.

 

Проблема информационной безопасности образовательного учреждения превращается в последнее время из гипотетической во вполне реальную. Количество угроз растет с каждым днем, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени должны изменяться и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.

В современной школе информация, информационная инфраструктура один из главных компонентов учебного процесса. Учебные классы оснащаются компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.

Вот поэтому обеспечение информационной безопасности учебного процесса, в том числе непрерывного функционирования компьютерных и информационных ресурсов, является весьма важной для его качества.

Информационная безопасность - это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.

Целями защиты информационной сферы являются:

     1) предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;

     2) предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;

     3) предотвращение несанкционированных действий по уничтожению модификации, искажению, копированию, блокированию информации;

     4) предотвращение других форм незаконного вмешательства к информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима документированной информации как объема собственности;

     5) защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;

     6) сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством;

     7) обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.

 Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в школе:
- Обеспечена защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий,
- Установлен контроль за электронной почтой,
- Установлены соответствующие пароли на персональные ЭВМ,
- Использованы контент-фильтры для фильтрации сайтов по их cодержимому.

Нормативно-правовая база, определяющая порядок защиты информации:
- Ст.16 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях по защите информации"
- Ст. 9 Закона № 149-ФЗ, п. 5 - информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей подлежит защите в случаях предусмотренных законом (государственная тайна )
- Гл.14 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) - защита персональных данных работника
- Федеральный закон № 152-ФЗ РФ «О персональных данных»
- Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ, ПРОФИЛАКТИКЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ

 Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 No 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

В Интернете, как и в реальной жизни, учащихся подстерегают опасности: доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные СМС на короткие номера,  пропаганда насилия и экстремизма,  игромания и интернет-зависимость, склонение к суициду и т. п.

 Интернет-зависимость - это навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. В частности, некоторые учащиеся настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Видами интернет-зависимости являются навязчивый веб-серфинг,  пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети), игровая зависимость - навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.

Задача педагогов в связи с имеющимися рисками состоит в том, чтобы указать на эти риски, предостеречь от необдуманных поступков, сформировать  у учащихся навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет. Также следует обратить внимание на гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при работе с компьютером:

-        школьникам среднего и старшего возраста можно проводить перед монитором до двух часов в день, устраивая 10-15-минутные перерывы каждые полчаса;

-        ребенок младшего возраста может находиться за компьютером не более 15 минут в день, в условиях классно-урочной деятельности – не более одного урока, а при наличии противопоказаний офтальмолога – только 10 минут, не более 3 раз в неделю;

-        лучше работать за компьютером в первой половине дня;

-        комната должна быть хорошо освещена;

-        при работе за компьютером следить за осанкой, мебель должна соответствовать росту;

-        расстояние от глаз до монитора – 60 см;

-        периодически делать зарядку для глаз.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования в структуру основной образовательной программы основного общего образования включена программа воспитания и социализации учащихся, которая содержит такое направление, как формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. В рамках этой программы может осуществляться информационно-просветительская работа среди школьников, пропагандирующая важность владения навыками безопасной работы в сети Интернет.

В образовательных организациях необходимо проводить занятия для учащихся по основам информационной безопасности («основы медиа-безопасности»); знакомить родителей с современными программно-техническими средствами (сетевыми фильтрами, программами «родительский контроль»), ограничивающими доступ детей и подростков к ресурсам сети Интернет, несовместимыми с задачами воспитания; проводить специальные мероприятия по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних.

В качестве возможного варианта предоставления учащимся соответствующих знаний может быть использована учебная программа «Интернет: возможности, компетенции, безопасность», разработанной специалистами факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Федерального института развития образования и Фонда Развития Интернет,  рекомендованная Министерством образования и науки РФ  (http://detionline.com - главная страница, http://detionline.com/internet-project/abouthttp://detionline.com/assets/files/research/BookTheorye.pdf теория, http://detionline.com/assets/files/research/Book_Praktikum.pdf - практика).

Содержание программы направлено на обучение учащихся полезному и безопасному использованию сети Интернет и социальных сетей, обучению критической оценке онлайн контента и навыкам сетевой коммуникации. Авторами программы разработано методическое пособие для преподавателей и практикумы для проведения уроков, а также запущен интернет-ресурс «Разбираем Интернет» (www.razbiraeminternet.ru). На этом сайте в игровой форме представлены мультимедийные средства обучения для детей и подростков,  надо рекомендовать обучающимся посещать этот сайт.

Содержательная часть и объем учебного курса может определяться индивидуально, в зависимости от потребностей конкретной общеобразовательной организации и учащихся. Обучение навыкам безопасного и эффективного использования интернет-ресурсов возможно в рамках учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и в рамках программ факультативов, кружков, элективных курсов, а также индивидуальных учебных планов, реализуемых образовательными  организациями. Материалы бесплатны и доступны для скачивания www.razbiraeminternet.ru/teacher

Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г.Москва) разработан учебно-методический комплект «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет».  УМК разработан с учетом потребностей образовательных организаций в области безопасной работы в Интернет и ориентирован на руководителей, методистов, педагогов, заинтересованных в повышении своей компетентности в области безопасного применения ИКТ. Методическое приложение к программе можно использовать при организации просветительской работы с родителями и учащимися.  https://edu.tatar.ru/upload/images/files/children_health_and_care_in_it.pdf.

         Рекомендации по безопасному использованию Интернета для несовершеннолетних и их родителей даны и на  сайте Майкрософт. http://www.microsoft.com/ru-ru/security/family-safety/kids-social.aspx, http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx.

Вышеуказанные сетевые ресурсы могут быть использованы для проведения педсоветов в образовательных организациях по вопросам безопасности детей в сети Интернет.

Рекомендуется провести анкетирование обучающихся и родителей по вопросам безопасного  использования сети Интернет. Вопросы для анкетирования учащихся и родителей  представлены на сайте «Детионлайн» http://detionline.com/internet-project/competence-research.

В письме Министерства образования и науки РФ от 25.12.13  № НТ-1338/08  об учебной программе «Интернет: возможности, компетенции, безопасность» предлагаются модели уроков по вышеуказанной теме, даются рекомендации для учёта возрастных особенностей учащихся. http://www.dagminobr.ru/documenty/informacionnie_pisma/pismo_3431018_ot_29_yanvarya_2014_g/print.

При работе с младшими школьниками целесообразно  использовать игровые методы, в том числе и  Интернет - игру «Прогулка через Дикий Интернет Лес» (http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru), посвященную вопросам  обеспечения безопасности в Интернете.

В основной школе учащиеся активно начинают использовать Интернет для разработки школьных проектов. Кроме того, они загружают музыку, пользуются электронной почтой, играют в онлайновые игры и так далее. Все более часто их любимым способом общения становится мгновенный обмен сообщениями. Для учащихся этого возраста желание выяснить, что они могут себе позволить делать без разрешения взрослых, является абсолютно нормальным. Педагогам для обеспечения интернет-безопасности учащихся 10-15 лет  необходимо:

  • познакомить учащихся с ответственным, достойным поведением в Интернете;
  • рассказать об основных опасностях и правилах безопасного использования  сети Интернет;
  • убедить никогда не выдавать личную информацию, в том числе фамилию, имя, домашний адрес, номера телефонов, название школы, адрес электронной почты, фамилии друзей или родственников, свои имена в программах мгновенного обмена сообщениями, возраст или дату рождения, по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы в Интернете;
  • объяснить опасность личных встреч с друзьями по Интернету без присутствия взрослых;
  • убедить сообщать вам, если что-либо или кто-либо в сети тревожит или угрожает им.
  • ознакомь   с правилами поведения на форумах и чатах, убедить их, что они не должны использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.

Организуя работу с учащимися старших классов по безопасному использованию информации в Интернете, следует обратить внимание на неформальные молодежные объединения, которые возникают в образовательной организации. Сетевая безопасность подростков – трудная задача, поскольку об Интернете они знают зачастую больше, чем их родители. Тем не менее, участие взрослых тоже необходимо:

  • Беседуйте с подростками об их друзьях в Интернете и о том, чем они занимаются. Спрашивайте о людях, с которыми подростки общаются по мгновенному обмену сообщениями, и убедитесь, что эти люди им знакомы.
  • Интересуйтесь, какими чатами и досками объявлений пользуются подростки, и с кем они общаются. Поощряйте использование модерируемых (контролируемых) чатов и настаивайте, чтобы они не общались с кем-то в приватном режиме.
  • Настаивайте, чтобы подростки осторожно соглашались или не соглашались вовсе на личные встречи с друзьями из Интернета. Напоминайте, какие опасности это может за собой повлечь.
  • Убедите подростков никогда не выдавать личную информацию по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы в Интернете. Напоминайте, чем это может обернуться.
  • Помогите подросткам защититься от спама. Научите их не выдавать в Интернете своего электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
  • Обсудите с подростками азартные сетевые игры и связанный с ними риск.

Результатами мероприятий по безопасному использованию Интернета могут стать как бумажные, так и электронные ресурсы, созданные учащимися: рисунки, сочинения (рассказы, сказки, стихи), буклеты, презентации. Интересной формой представления результатов могут стать театрализованные выступления и видеофильмы учащихся. 

Для учащихся старших классов при создании материалов по безопасности можно использовать сервисы Интернета для совместной деятельности. Работа команды учащихся в этом случае можем проводиться дистанционно. Одним из примеров является схема «Безопасность детей в Интернете». http://www.mindmeister.com/ru/12485180/ 

Рекомендуем обратить внимание на создание условия для ознакомления с результатами творчества учащихся. Разработанные материалы можно размещать на сайте образовательной организации, в социальных сетях, блогах и сетевых сообществах.

Для эффективной профилактики интернет-зависимости, профилактики националистических проявлений в молодежной среде и устранения риска вовлечения подростков в противоправную деятельность педагогам необходимо проводить разъяснительную и консультационную работу с родителями учащихся с целью объяснения правил, рисков предоставления детям средств связи с выходом в Интернет.

Возможно проведение бесед о работе учащихся в сети Интернет на классных и общешкольных родительских собраниях или при индивидуальных встречах;  информирование   через школьный сайт на страничке для родителей. На таких страничках можно разместить рекомендации по профилактике компьютерной зависимости у детей, по обеспечению безопасности детей в Интернете.

Примеры  подобных страничек для родителей:

http://borovoeshc.ucoz.ru/load/shkola_bezopasnosti/bezopasnyj_internet_dlja_detej/7-1-0-109 - школьный сайт МКОУ Боровская ООШ, о программах родительского контроля.

http://nsportal.ru/site/112423/bezopasnyy-internet школьный сайт МБОУ "Кипринская СОШ" Алтайский край, статьи, советы родителям.

Эффективной мерой является установка на компьютер программного обеспечения с функциями «родительского контроля». Родителям можно порекомендовать   установить на домашнем компьютере бесплатную программу «Интернет Цензор www.icensor.ru.  

Родителям могут быть  даны следующие рекомендации по формированию у учащихся навыков безопасного поведения в сети Интернет:

  • Научите детей советоваться с вами перед раскрытием информации через электронную почту, чаты, доски объявлений, регистрационные формы и личные профили.
  • Научите детей не загружать программы, музыку или файлы без вашего разрешения.
  • Позволяйте заходить на детские сайты только с хорошей репутацией и контролируемым общением.
  • Беседуйте с детьми об их друзьях в Интернете и о том, чем они занимаются так, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
  • Приучите детей сообщать вам, если что-либо или кто-либо в сети тревожит или угрожает им. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если рассказали вам. Похвалите их и побуждайте подойти еще раз, если случай повторится.

Единство родительских и педагогических усилий поможет оптимально использовать «плюсы» и нейтрализовать «минусы» работы с ресурсами всемирной Сети.

Нормативная правовая база

־         Указ Президента Российской Федерации от 1.06.12 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

־         Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее - Федеральный закон № 436-ФЗ).

־         Федеральный закон от 28 июля 2012 г. № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

־         Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях. 

־         Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ст. 15.

־         Письмо Министерства образования и науки РФ от 25.12.13  № НТ-1338/08. 

Интернет-ресурсы для детей и родителей:

  1. http://www.nachalka.com/node/950 Видео «Развлечение и безопасность в Интернете».
  2. http://i-deti.org/ портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы.
  3. http://сетевичок.рф/ сайт для детей - обучение и онлайн-консультирование по вопросам кибербезопасности, сетевой безопасности.
  4. http://www.igra-internet.ru/ - онлайн интернет-игра «Изучи Интернет – управляй им».
  5. http://www.safe-internet.ru/ - сайт Ростелеком «Безопасность детей в Интернете, библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам.

Родительский контроль. Безопасно и  просто (Буклет для родителей)

Интернет-ресурсы для педагогических работников:

  1. http://www.fid.su/projects/deti-v-internete сайт Фонда Развития Интернет.
  2. http://content-filtering.ru/ сайт «Ваш личный интернет», советы, рекомендации для детей и родителей по безопасной работе в Интернет.
  3.  http://www.ligainternet.ru/ Лиги безопасного Интернета.
  4.  http://ppt4web.ru/informatika/bezopasnyjj-internet.html презентации о безопасном Интернете.
  5.  http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx сайт Центра безопасности Майкрософт.
  6.  http://www.saferunet.org/children/ Центр безопасности Интернета в России.
  7.  https://edu.tatar.ru/upload/images/files/909_029%20Orange7.pdf Безопасно и просто: родительский контроль. - Буклет
  8.  Урок в 9–10 классах. Профилактика интернет-зависимости «Будущее начинается сегодня» http://festival.1september.ru/articles/612789/ Материал разработан для учащихся 9-11 классов, но может модифицироваться и для учащихся среднего звена школы.
  9. Материалы (буклет, презентация и текст) для бесед профилактике игровой и интернет-зависимости у детей и подростков на сайте Министерства образования и науки Республики Татарстан: http://mon.tatarstan.ru/prof_internet_zavisimosti.htm
  10. http://www.nachalka.com/node/950  Видео «Развлечение и безопасность в Интернете»
  11.  http://i-deti.org/  портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы
  12.  http://сетевичок.рф/  сайт для детей - обучение и онлайн-консультирование по вопросам кибербезопасности сетевой безопасности
  13. http://www.igra-internet.ru/ - онлайн интернет-игра «Изучи Интернет – управляй им»
  14.  http://www.safe-internet.ru/ - сайт Ростелеком «Безопасноть детей в Интернете, библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам.

Ссылки на сайты по вопросам информационной безопасности детей и их родителей:

Медиабезопасность (СОИРО)

ТЫРНЕТ — Детский Интернет   (http://www.tirnet.ru/proxy ) — сетевой инструмент для организации безопасного серфинга детей в сети Интернет.

securelist.com   – энциклопедия информационной безопасности.

Интернет-СМИ «Ваш личный Интернет»   (http://www.content-filtering.ru/ ) — помощь родителям в организации безопасного доступа детей в сеть Интернет.

Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет  (http://www.oszone.net/6213/ )  - обеспечение безопасности детей при работе в Интернет (статья, ссылки, материалы).

Anti-Malware.ru - независимый информационно-аналитический портал по безопасности  (http://www.anti-malware.ru/ ).

Защита детей от интернет угроз   - (http://www.securitylab.ru/software/1423/ ). Каталог программ «Защита детей от интернет-угроз» (описание, сравнение, оценки).

http://nicekit.ru/  -программа родительского контроля.http://www.kidscontrol.ru/  - еще один вариант программы для организации родительского контроля. Сегодня многие из нас встают перед проблемой, как же ограничить доступ ребенка к компьютеру, как ограничить время и защитить от негативной информации. Эти сайты помогут решить этот вопрос.

Сетевой этикет — Википедия  - http://ru.wikipedia.org/wiki/Netiquette .

Проект Антиспам.Ру   -  http://www.antispam.ru/4user/

Основы безопасности в Интернете для молодежи  - http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm  -  интерактивный курс по Интерент-безопасности.

CITFORUM http://www.citforum.ru/security/  - информационная безопасность (большое количество материалов по теме).

Родители, дети, компьютер. «Программа контроля использования компьютера ребенком — КиберМама ™» -  (http://cybermama.ru/ ).

Компьютер и здоровье: болезни от компьютера, профилактика и лечение. Здоровый образ жизни и профессиональные заболевания пользователей компьютеров  - (http://www.comp-doctor.ru/ ). Как выбрать безопасные для здоровья компьютер и программы, правильно организовать рабочее место.

[Клякс@.net][Информатика и ИКТ в школе. Компьютер на уроках.][Комплексы упражнений]  (http://www.klyaksa.net/htm/pc_and_health/exercise/index.htm ) — Сайт для учителей информатики и не только. Комплексы упражнений физкультминутки.

Вопросы безопасности — сайт от компании Semantec  -http://www.symantec.com/ru/ru/norton/clubsymantec/library/article.jsp?aid=cs_teach_kids .

Nachalka.com (http://www.nachalka.com/bezopasnost )  - сайт для людей от 6-и лет и старше, имеющих отношение к начальной школе. Для детей это безопасная площадка, где можно узнавать что-то интересное, создавать что-то новое, играть в умные игры, общаться со сверстниками, участвовать в проектах и конкурсах. Родителям интересно обменяться советами о воспитании детей, получить при необходимости консультацию учителей, узнать больше о своих собственных детях. «Пока мы спорим «пущать» или «не пущать» учеников начальной школы в Интернет — они уже здесь. Мы снова опоздали. Очевидно, что сейчас невозможно гарантировать стопроцентную защиту детей от нежелательного контента. Никакие фильтры никогда такой гарантии не дадут. Но мы можем формировать у ребят навык «безопасного» поведения в Интернете. Как?»  Этому и не только посвящен раздел сайта  «Безопасность детей в Интернет»  http://www.nachalka.com/bezopasnost .

http://www.gogul.tv/   - детский браузер  Гогуль. Защита детей от нежелательного контета, контроль за интернет-серфингом.

Информация о проблемах безопасности детей в сети Интернет. От компании Microsoft: книга  «Безопасность детей в Интернет».

Национальный форум информационной безопасности «ИНФОФОРУМ»  - электронное периодическое издание по вопросам информационной безопасности -http://www.infoforum.ru/ .

Пособие: Информационная безопасность детей

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?