Школьный музей

Школьный музей – это не традиционное музейное учреждение, а открытая система, где в наибольшей степени может осуществляться идея сотворчества детей, учителей, родителей, общественных организаций.

 

По функциональному назначению и форме деятельности школьные музеи могут быть различными. Наш историко-краеведческий музей «Надежда» включает в себя несколько составляющих:

- музей-выставка;

- музей-студия;

- музей-методический кабинет;

- музей-творческая лаборатория;

- музей-краеведческий класс;

- музей-учебный урок.

Широкие функции школьного музея позволяют включать учащихся в учебно-исследовательскую деятельность. Это дает возможность развивать у ребят способности как индивидуально выраженной возможности к успешному осуществлению учебно-исследовательской деятельности.

Но одному ребенку, даже очень способному, трудно провести то или иное серьезное исследование. Этому надо учить. Разумный выход – создание исследовательской группы, то есть поиск единомышленников. Привлечь к  учебно-исследовательской деятельности всех учащихся невозможно. Поэтому в нашей школе на базе музея создана небольшая группа учащихся, которая тесно связана с этой деятельностью на протяжении многих лет. Результатами такой работы являются выступления ребят на конференциях, семинарах, защита рефератов, создание проектов, проведение музейных уроков, экскурсий, встреч, защита творческих исследовательских работ. Сегодня, благодаря   современным достижениям технической мысли, музей имеет возможность широкое их использование в учебно-исследовательской деятельности учащихся (видеосъемки, фотосъемки, интернет, виртуальные экскурсии и т.п.). Материалы этих работ могут быт использованы в ходе уроков, внеклассных мероприятиях, при обмене опытом работы как между учащимися, так и между педагогами, родителями, бывшими выпускниками. Все это позволит наглядно продемонстрировать воплощение музейно-педагогических идей в реальной педагогической практике.

Учащиеся, участвующие в учебно-исследовательской деятельности, более активные, свободные, способные анализировать, давать оценку, самостоятельно искать решения поставленных перед ними задач, выстраивать логические цепочки действий. Всё это им пригодится как в школьной жизни, так и  в будущем. Практические навыки   учебно-исследовательской деятельности обеспечивают школьникам более значимое место среди сверстников, расширение знаний, кругозора, интеллекта речи, что является залогом успешного общения.

О конкретных результатах такой работы можно говорить долго, но время выступления ограничено, поэтому остановлюсь на последних. В прошлом учебном году было проведено несколько музейных уроков-экскурсий, посвященных памятным датам («Верхнебуреинский район в годы войны», «История моего поселка», «История моей школы – моя история», «Замечательные мои земляки» и т.д.), учебных занятий по истории в 8-11кл., литературе 6,7,11кл., географии 8-9кл., технологии 7кл., постоянно ведется работа активом музея по теме «Наш поселок в сети Интернет», а также продолжается работа над проектом «Алонка вчера, сегодня, завтра». Учащиеся 9-11кл. приняли участие в краевом конкурсе виртуальных экскурсий «Время уходит, а память остается». В этом году также приняли участие учащиеся исследовательской группы в двух краевых конкурсах «Мы дальневосточники», «Земляки», посвященном 73-ей годовщине со дня образования Хабаровского края (представлена работа (сочинение) в номинации «Летопись родных мест»).   

 

Анализируя работу школьного музея по вопросу использования его потенциала в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, хотелось бы отметить, что самое главное в этом деле – искренне заинтересовать ребят в необходимости и важности приобретения данных умений и навыков, в четком осознании каждым из них: «для чего я это делаю?», «хочу ли я этим заниматься?». Только тогда можно будет говорить об эффективности такой работы. 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?